«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего» (Лк. 1:30–32).
Я часто задумываюсь над тем, насколько же велик промысел Божий, что всякое живое существо, перед тем как родиться, должно сформироваться во чреве матери своей. Библия говорит: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы... Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс. 138:13, 15).
Как всем нам известно, этот факт очевиден и другого пути появления на свет ни у кого из живущих нет. Даже Сам Бог для земного рождения Иисуса Христа избрал святую Деву Марию. Иисус появился на свет, как и все обычные люди, путём телесных страданий Своей Матери. К сожалению, после грехопадения для всех женщин была установлена единая скорбь, которая предельно чётко характеризуется в Священном Писании для всех последующих поколений: «Жене (Бог) сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Однако природа женщины, несмотря на такое предупреждение, не останавливает её от продолжения рода человеческого. Более того, нося под сердцем плод чрева своего, она ещё ближе притягивается к нему. И когда, претерпев свои телесные страдания, даёт жизнь своему ребёнку, то уже и не чувствует той ужасной боли. Как сказано в Писании, «женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21). В Библии однозначно сказано, что женщина «не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир». Но вот насколько эта радость остаётся у всякой матери долгой, здесь только совесть может ответить за каждого из нас. Как это ни печально, но самую большую боль своим матерям люди в большинстве случаев начинают приносить по мере своего взросления. Почему-то так получается, что самому дорогому человеку, как правило, взрослеющие дети приносят ту самую ужасную боль, которая и в сравнение не идёт с той болью, которую испытывает каждая мать при родах. Совершенно необъяснимо, но именно за свою любовь матери страдают в большей степени. Как-то так получается, что, становясь взрослыми, мы крайне мало уделяем внимания и заботы для своих матерей. Нас всех обуревает какая-то нелепая скупость на те добрые и ласковые слова, которые так нужны нашим мамам. Мы все слишком заняты и у нас постоянно нет возможности, чтобы хотя бы иногда провести больше времени с нашими матерями. Почему-то только в моменты скорби, когда от нас в вечность уходят наши мамы, мы вдруг, со щемящей болью в сердце, сожалеем о том, что так мало заботились о них. Нам хочется вернуть всё обратно и сказать недосказанные добрые слова, хочется обнять и поцеловать, но всё уже тщетно, больно и пусто. Мы опоздали и не успели долюбить как следует того, кто подарил нам жизнь. И становится ужасно больно, когда по собственному безрассудству мы порой даже не имеем возможности попрощаться со своими матерями и проводить их в последний путь. Когда-то мне самому пришлось пережить подобное, поэтому хочется пожелать всем людям никогда не забывать своих матерей. Ибо каждому из нас Самим Богом было приготовлено материнское чрево, чтобы мы могли прийти в этот мир и совершить в нём непременно что-то доброе. «Ибо мы — Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
Пожалуй, ничего в жизни нет более горького, когда люди бездумно укорачивают жизнь тем, кто был им действительно предан и даровал эту жизнь. Пусть сегодня всякий читатель «Узника» оглянется назад и, возможно, ещё успеет подарить те добрые слова своей маме, в которых она так нуждается. Пусть никогда не случится так, чтобы ваша совесть обличила вас в скупости вашей любви к самому дорогому человеку — матери.
Что мне делать теперь,
Когда знаю, что нет тебя — Мама?
Как мне жить без тебя —
Мой единственный, преданный Друг?
Без тепла твоих слов:
Без «целую», «люблю» и «скучаю»...
Без мечты, что вернусь,
Чтоб обнять тебя сильной рукой.
Я не в силах кричать,
Я лишь вою от боли потери.
Ты ведь кровь моя, плоть,
От которой рождён я на свет.
Ты частичка моя,
Без которой я столько болею...
Боже мой! Ну скажи:
Почему моей Мамочки нет?!
На коленях навзрыд
Я которые сутки уж плачу.
Всё мне серо вокруг,
Не хочу я ни пить и ни есть...
Как же так, ну зачем
Смерть забрала любимую Маму?
Я ведь даже не смог
Попрощаться с ней как человек...
Мама!.. Мамочка!.. Мам!..
Ты прости меня, если ты слышишь;
Непутёвый я сын,
Но с открытой и доброй душой.
Я любил, и люблю, и любить
тебя буду всей жизнью;
Пока жив, то и ты —
будешь жить в моём сердце
со мной.
И. Горик