Без шанса на надежду

Винницкое учреждение исполнения наказаний (N 1) самое большое по численности пожизненно заключённых людей в Украине. На сегодняшний день в Украине к пожизненному заключению приговорено 1597 человек, из которых 350 отбывают своё наказание в УИН N 1 города Винницы. Пожизненное заключение в Украине существует с 2000 года. За весь период существования этого наказания только два человека были помилованы при президентстве Петра Порошенко (хотя и эти два помилования не соответствовали тем критериям, на основании которых можно было бы применить этот гуманный акт…).

Если говорить правдивым языком, то института помилования для этой категории осуждённых в Украине попросту не существует. Ежегодно на имя Президента Украины из учреждений исполнения наказаний отправляются сотни прошений о помиловании пожизненно заключённых людей, но ни одно из прошений даже не рассматривается. Эта категория осуждённых просто не берётся комиссией по вопросам помилования во внимание. Всем пожизненно осуждённым без исключения приходят из Офиса Президента Украины одинаковые отписки (как под копирку), в которых отказано в связи с тем, что тот или иной пожизненно заключённый совершил особо тяжкое преступление более двадцати, двадцати пяти или тридцати лет назад, и при этом комиссия по вопросам помилования полностью игнорирует то, что в отдельных случаях за осуждённого неоднократно ходатайствует сама администрация учреждения, в котором он находится, общественные организации, церкви, международные миссии и даже омбудсмены. Всем отказывают, ссылаясь только на один критерий: что осуждённый несколько десятков лет назад совершил особо тяжкое преступление, а каким он стал за эти десятилетия — никого попросту не интересует. И вот здесь возникает вполне закономерный вопрос: так зачем тогда вообще для пожизненно заключённых в законе прописана такая норма, как помилование, если всем без исключения отказывают, ссылаясь на то, что человек совершил особо тяжкое преступление как минимум два десятилетия назад?!

Когда в законе прописывалась такая норма, как помилование для пожизненно заключённых, неужели кто-то не знал, что все те, кого суд приговорил к пожизненному заключению, совершили исключительно особо тяжкие преступления?! Скорее всего, все всё прекрасно знали. А если так, то разве может вообще в европейской стране при рассмотрении прошения о помиловании пожизненно заключённого использоваться такой критерий, как «совершил особо тяжкое преступление»?! Может, всё-таки главным критерием при рассмотрении таких прошений от пожизненно заключённых должно быть то, каким стал человек за эти десятилетия, его образ жизни, цели, достижения, образование, поведение, мнение администрации учреждения, в котором находится тот или иной осуждённый, его социальные связи, мнение общественности (церквей, организаций, миссий, частных лиц), но уж никак не тот факт, что когда-то человек совершил особо тяжкое преступление, ибо все приговорённые к пожизненному заключению совершили особо тяжкие преступления.

Если мы всё-таки действительно живём в здравомыслящем государстве, то и все критерии, по которым делается оценка при рассмотрении прошения о помиловании пожизненно заключённых, должны соответствовать здравому смыслу. Иначе норма, прописанная в законе касательно помилования пожизненно осуждённых, является полностью абсурдной, если при рассмотрении прошений о помиловании отказывать человеку, только лишь используя в качестве аргумента один-единственный критерий: «совершил особо тяжкое преступление». Ведь особо тяжкое преступление и через сто лет не изменит свою форму, а вот сам человек поменяться может, и тому есть реальные подтверждения и факты.

Слава Богу, что в Винницком УИН (N 1) с 2005 года для пожизненно заключённых регулярно проводят богослужения христиане различных конфессий. На сегодняшний день в учреждении такая возможность предоставлена девяти различным конфессиям. Ежегодно к вере в Бога с покаянием приходят всё новые и новые люди. Прямо в учреждении проводят обряд водного крещения, при котором крестимые дают обещание Богу жить с чистой совестью и служить Ему. Вера в Бога реально меняет людей. Находясь десятилетиями в камерной системе на самом суровом режиме содержания, люди находят себя в религии и вместе с этим полностью пересматривают свою прежнюю, греховную жизнь. Многие учатся в учебных заведениях, в том числе и в вузах, проявляют желание к работе не только внутри учреждения, но и за пределами стен тюрьмы. Имеют свои проекты, которые в отдельных случаях реализовывают на свободе через близких и друзей. Существует конкретный процент пожизненно осуждённых людей, кто своими делами, поведением и целеустремлённостью доказали, что они могут быть вполне полезными людьми для общества на свободе. Однако не давать этим людям шанс на помилование, нормы которого прописаны в законе Украины, — это также крайне жестоко, если сравнивать с убийством. Ведь фактически в государстве, где отменена смертная казнь, пожизненное заключение без шанса на помилование является смертью в рассрочку.

Институт помилования для пожизненно заключённых людей в Украине, если мы действительно хотим стать полноправными членами Европейского союза и жить среди цивилизованных государств, должен быть не только формальным, но и действенным! Нельзя разбазаривать государственные деньги на то, чего попросту не существует. К сожалению, сегодня институт помилования для пожизненно заключённых — это просто блеф и пустое разбазаривание государственных средств. А это уже также можно назвать преступлением!

Я уже не раз цитировал в своих статьях очень мудрое и правильное высказывание, которым и хочу сегодня призвать к здравомыслию всех тех, от кого зависит дальнейшая судьба людей: «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство» (Бруно Ясенский. Заговор равнодушных).


И. Горик