«Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:3–11).
К сожалению, сегодняшнее общество мало чем отличается от того, о котором говорится в этой библейской истории. Напротив, сегодняшнее общество не только берёт камни в свои руки, оно их ещё и активно бросает, особенно в тех, кто, по их мнению, считается падшим.
Например, всех, кто находится в заключении или же освободился из мест лишения свободы, общество открыто презирает и фактически не даёт этим людям шанса начать вести нормальную жизнь. Статистика сегодняшнего дня говорит о том, что после освобождения бо́льшая часть бывших заключённых возвращается обратно в тюрьмы и колонии. Что же происходит в человеческом обществе и почему так называемая борьба с преступностью не приносит конкретных положительных результатов?
К нам в редакцию приходит очень большое количество писем, среди которых нередко встречаются и такие:
Здравствуйте, уважаемая редакция «Узника»!
Впервые вашу газету я читала, ещё когда отбывала предыдущий срок. И вот теперь я вновь от корки до корки перечитываю её, ибо всё, что вы печатаете в ней, согревает душу и в очередной раз даёт надежду на то, что ещё не всё потеряно и что всё ещё можно изменить. Сразу вам скажу, что «Узник» в местах несвободы пользуется большой популярностью. Эта газета сближает людей разных религиозных конфессий. «Узник» невольно заставляет задуматься о своей жизни даже тех, кого принято в обществе называть отморозками.
Я пишу вам своё письмо с благодарностью за то, что вы делаете людям добро и не остаётесь равнодушными к их проблемам. Честно вам скажу, я не собиралась снова попадать в тюрьму, но, к сожалению, те обстоятельства, с которыми я столкнулась на свободе, не оставили мне выбора.
Ситуация моя такая: у меня не осталось родных и близких людей, и поэтому освобождалась я, если можно так выразиться, прямо на улицу. Не имея жилья и родных, я несколько дней жила в полуразваленном доме одной знакомой с огромной надеждой как можно скорее устроиться на работу. Однако в моём случае всё оказалось очень и очень сложно. Никто даже временно не захотел меня принять на работу, чтобы я могла хоть что-то заработать на жизнь. Сначала меня участковый провоцировал, мол, давай сразу готовься обратно, ибо меня здесь никто не ждёт, а потом и во всех местах, где я пыталась устроиться на работу, на меня смотрели как на прокажённую. В общем, выбор был у меня невелик: или оставаться на улице бомжевать, или же снова садиться в тюрьму. Я выбрала второй вариант. Для этого достаточно было разбить стекло в киоске и вытащить несколько пачек сигарет при свидетелях. Учитывая то, что я уже неоднократно судима, я очень быстро прошла через следствие и получила очередной срок. Теперь худо-бедно, но на несколько лет я обеспечена крышей над головой, спальным местом, баландой и работой. А ведь я так хотела устроиться на работу там, на свободе, и хоть немного пожить по-человечески. Я даже в мыслях не думала совершать какое-либо преступление. Я думала, что хоть в этот раз мне улыбнётся счастье и я устрою свою жизнь на свободе, тем более что я швея высокого разряда и имею большой опыт швейного дела. Но, увы, таких, как я, никто на свободе не ждёт.
Вот и скажите мне, уважаемая редакция «Узника», неужели мне и в очередной раз после освобождения от безысходности придётся разбивать стекло в киоске, чтобы тем самым приобрести крышу над головой в тюрьме, баланду и работу? Получается так, что даже дожить свой век нормально, по-человечески, у меня теперь нет ни малейшего шанса...
Это небольшая выдержка из письма одной осуждённой.
Подобные письма в редакцию «Узника» приходили уже не раз. Когда перечитываешь такие письма, становится очень грустно. Ведь, по сути, общество само делает так, чтобы бывшие заключённые шли на повторные преступления. При этом никто не задумывается над тем, что далеко не все они, совершая повторные преступления, бьют только стёкла в киоске и вытаскивают несколько пачек сигарет. Скорее это исключение, нежели закономерность. Обычно на повторные преступления идут с большой озлобленностью и совершают их более дерзко и с особой жестокостью.
Как правило, основная масса заключённых, ещё находясь в колониях, прекрасно понимает, что на свободе их никто не ждёт, особенно тех, у кого не осталось ни родных, ни близких.
Вопрос напрашивается сам собой: как может свободное общество рассчитывать на то, что из мест лишения свободы будут выходить нормальные люди, если бывших заключённых это общество не желает принимать в свои ряды?
Сегодня многие живут так, будто проблема преступности и заключения никогда не коснётся их семьи или их близких. От бывших заключённых в обществе просто шарахаются, а те, в свою очередь, показывают свой оскал. В Священном Писании написано: «Что посеет человек, то и пожнёт...» (Гал. 6:7). Иными словами, если сам делаешь зло, то оно непременно вернётся бумерангом обратно. Не зря ведь сказано: «Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему...» (Сир. 27:30).
Возможно, кто-то думает, что, отталкивая от себя и не принимая бывших заключённых, он тем самым делает это общество чище и безопаснее. Но если это так, то почему же до сих пор это не происходит? Почему преступность, как чума, всё больше и больше поражает наше общество без малейшей надежды на лучшие перемены? А ответ достаточно простой. Дело в том, что преступность и заключённые — это не только проблема каких-то отдельных семей, это глобальная проблема всего общества, то бишь каждого из нас. И пока это общество будет глухо и слепо, никаких изменений в лучшую сторону в этом обществе происходить не будет.
Каждый человек в этой жизни может совершить ошибки и оступиться. И если мы не способны подать руку для того, чтобы оступившийся мог встать, то о каком тогда сокращении преступности в обществе может вообще идти речь? Однажды Господь обратился к толпе так называемых праведников со словами: «...кто из вас без греха, первый брось на неё камень». И что же после этих слов произошло? А произошло следующее: разъярённая толпа от мала до велика тут же разошлась, тем самым полностью подтвердив истинность библейских слов, где сказано: «нет праведного ни одного...» (Рим. 3:10). Никто из них не решился первым бросить камень в женщину, обвиняемую в прелюбодеянии, ибо каждый знал свои личные грехи.
Сегодня же всё происходит совсем иначе. Свободное общество в своём большинстве с открытым презрением смотрит в сторону настоящих и бывших заключённых. Наверняка многие из них взяли бы камни в руки и кинули в их сторону. Вот если бы вдруг сегодня Господь обратился с такими же словами к тем, кто уже готов бросить камни в сторону оступившихся и заблудших, интересно, как бы всё происходило?!
Библия свидетельствует нам о том, что в те далёкие времена озлобленная толпа людей всё-таки была обличена совестью после сказанных Господом слов и не бросила свои камни в падшую женщину, хотя по их законам женщин, уличённых в прелюбодеянии, обычно забивали камнями насмерть. Хотелось бы понять, насколько же сегодня изменилось человеческое общество, если к нему обратиться с подобным призывом: «...кто из вас без греха, первый брось на неё камень».
Анализируя нынешнее время, я с уверенностью могу сказать, что бо́льшая часть сегодняшнего общества, без сомнения, способна бросить свои камни в падших, по их мнению, людей, потому что они не верят и не боятся Бога. И всё-таки было бы неплохо, если бы, перед тем как бросить свой камень, каждый праведник сам себя спросил: «А действительно ли я таковым являюсь, чтобы иметь право на это?!»
Я убеждён, что любое человеческое общество может измениться в лучшую сторону только в том случае, если люди перестанут осуждать друг друга и выбросят камни из своих рук на землю. Господь в назидание в Своей Нагорной проповеди сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1–2).
Всё можно в этой жизни изменить к лучшему, если в первую очередь начать делать изменения в самом себе. Не случайно в Нагорной проповеди Господь также сказал: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
И. Горик