Малолетки

В сегодняшнем дне подростковая преступность поражает своими масштабами и жестокостью. Категория убийц по возрасту уже начинается с 10-11 лет для мальчиков и 14-15 лет — для девочек. Просто в голове не укладывается, когда в стенах следственного изолятора появляются ещё совсем сопливые подростки.

Помню случай, когда вместе со мной по этапу привезли в СИЗО, как потом выяснилось, четырнадцатилетнего подростка. Из всей толпы, прибывшей одним этапом, выделялся один маленький ещё совсем ребёнок. На вид, мне показалось, ему было лет десять от роду. Принимавший этап дежурный офицер зачитывал списки прибывших. И когда он назвал фамилию этого подростка, тот в ответ назвал свою фамилию и статью, по которой он прибыл в СИЗО. От услышанного толпа взрослых мужиков сразу зашушукалась и каждый из прибывших вытягивал вперёд свою шею, чтобы увидеть этого пацанёнка. Тот же стоял в первом ряду с перепуганными глазёнками, которые бегали из стороны в сторону. Как потом выяснилось, это был подросток четырнадцати лет, очень маленького роста и статья у него была за убийство (не помню сейчас точно) кого-то из своей семьи. В это было трудно поверить, но я тогда действительно впервые увидел в тюрьме ребёнка. Это было более двадцати двух лет назад, однако глаза этого мальчишки я до сих пор вижу перед собой. Чуть позже я узнал, что этому малолетке дали девять лет. Но это было почти четверть века назад. А что происходит сегодня? Сократилась ли подростковая преступность? И что для этого делается?

А на сегодня ответ однозначный: подростковая преступность не только не сократилась, но ещё стала и моложе по своему и без того юному возрасту. Что характерно, подростковая преступность теперь стала смешанной, так как преступления совершают не только ребята, но и девочки, причём своей жестокостью мало чем отличающиеся от парней. Телевидение всё чаще показывает истории о зверских избиениях в кругу подростков-девочек. Жестокость подобных избиений приводит просто в шок. Вопрос возникает только один: что происходит с людьми, если уже девочки на улицах зверски избивают своих однолеток и детская проституция во многих случаях начинается с двенадцати лет?

Всякий раз, когда готовится очередной номер газеты «Узник», мне приходится внимательно отбирать материал, который приходит на адрес редакции. Писем поступает много, и в них можно встретить всякое-разное — начиная от различных идей, предложений, материалов для газеты и заканчивая просьбами о помощи родным на свободе. Что касается просьб о помощи, то, поверьте, если бы редакция имела такие возможности, чтобы помогать кому-то материально, мы бы с радостью это делали. К сожалению, наши возможности ограниченны и мы от номера к номеру пребываем в постоянных молитвах за финансовое обеспечение на очередной тираж и рассылку. Поэтому наша реальная помощь, которую мы можем конкретно оказать читателю, — это публикация его хорошего, смыслового материала, который бы заставлял задуматься нас всех.

Очень грустно и больно становится, когда читаешь в письмах такие строчки: «А ведь я по-человечески и пожить не успел, так как с “малолетки” всю жизнь топчу зону». И это не единственное откровение, где тот или иной заключённый пишет о том, как он с самого детства только и делает, что бессмысленно сидит по тюрьмам. В чём же всё-таки причина, что у многих людей путь через тюрьмы и зоны начинается с самого детства и в дальнейшем пролегает практически через всю жизнь?

Статей психологов о причинах подростковой преступности написано очень много. Переходный возраст подростков также хорошо раскрыт в разделах гуманной педагогики. Однако ничто не останавливает наших детей пить, курить, употреблять наркотики и идти на безумные действия и преступления. Возможно, со мной кто-то не согласится, но я убеждён в том, что главной причиной всего этого является наше общее безразличие, которое проявляется со стороны взрослых ко всем детям, включая также и христианские семьи. И пока мы дальше своего носа не будем смотреть на проблемы наших детей, пьянки, наркотики, проституция, грабежи, убийства и тюрьмы для них будут неизбежны. Безусловно, есть проблемы, касающиеся исключительно конкретных семей, но в том, что значительная часть нынешней молодёжи не имеет ни совести, ни морали, виноваты мы все вместе, то есть взрослые.

При составлении материала на тему подростковой преступности я долго всматривался в лица наших детей, которые запечатлены на двух видах фотографий: в первом случае наши дети смотрят на нас со свободы, а во втором случае уже их глаза смотрят на нас из мест заключения. И знаете, что я прочёл в этих глазах, где дети смотрят на нас, будучи уже зэками? Я прочёл в них короткую фразу: «Это ваше всех безразличие!..»

Очень грустно смотреть в глаза детей, в которых нет ни радости, ни света. Единственное, что утешает, так это молитва и упование на милость Божью к ним. И если мы, взрослые, хоть чуточку осознаем, что причина всех бед относительно наших детей кроется в нас, то, возможно, нам что-то и получится изменить в этом мире. Ведь становится просто страшно, когда представляешь, как кто-то из этих детей, чьи глаза сейчас смотрят на нас со страниц «Узника», спустя двадцать или тридцать лет произнесёт те же слова, которые были упомянуты мной в самом начале: «А ведь я по-человечески и пожить не успел...»

Хочу сказать однозначно: преступниками не рождаются — ими становятся. И все проблемы того, почему человек стал преступником, тянутся от самого детства: кто-то был брошен родителями, а на кого-то имеющиеся родители просто не обращали внимания; кого-то интересовали проблемы ребёнка, а кому-то это всё было безразлично, то есть не важно, чем ребёнок занимается, что читает, чем интересуется, в какие игры играет, с кем дружит и так далее и тому подобное. В итоге плод безразличия взрослых — это подростковая проституция, алкоголизм, наркомания, воровство, грабежи, бандитизм, убийства... тюрьмы. И безразличие взрослых, к сожалению, наблюдается не только в семьях, но также в садиках, школах и интернатах. Колония — это уже результат всего вышеперечисленного.

Сегодня для всех тех, кто уже успел узнать, что такое «малолетка», я хочу процитировать письмо одного (уже немолодого) пожизненно заключённого человека. Очень верю, что это послание послужит для многих подростков большим уроком. Уж коль взрослые не смогли помочь вам сделать вовремя правильный выбор, то у вас есть ещё шанс этот правильный выбор сделать самим.


Дорогой друг!

Я не знаю, как тебя зовут. Возможно, Ваня или Женя, а может быть, Коля или Саша... Впрочем, это даже не столь важно, ибо, даже не зная твоего имени, я знаю точно, что тебе сейчас не совсем комфортно и легко. Я также не знаю, за что ты сюда попал и какой приговор вынес тебе суд. Всё это также не важно, так как обратно уже ничего не вернёшь и не исправишь то, что тобой уже сделано. Зато очень важно для тебя то, каким ты выйдешь из этих стен независимо от того, какой у тебя срок. И вот здесь всё зависит только от тебя, да и выбор у тебя только один.

В жизни есть только два пути: один — широкий, а другой — узкий. И от того, какой ты выберешь для себя путь, будет зависеть твоя дальнейшая жизнь. Насколько ты понимаешь, многие люди в этой жизни избирают для себя широкий путь, так как по нему всегда легче идти, если не учитывать, какие последствия тебя ждут впереди. Все, кто тебя сейчас окружают, шли именно этим, широким, путём — путём сплошных развлечений, распутства, пьянства, наркомании, воровства, убийства, лицемерия и лжи. И, как ты сам теперь видишь, к чему привёл этот путь... Однако это ещё не конец, и всё в твоей жизни может кардинально измениться, если, конечно же, ты сам этого захочешь.

Сразу тебе, мой друг, скажу, что я это письмо пишу тебе не для того, чтобы читать морали или учить тебя уму-разуму. Я ведь и сам в твоём возрасте не любил подобного. Поэтому пишу тебе исключительно для того, чтобы ты, так же как я, бессмысленно не растратил свою жизнь. Наверняка тебе известно, что земная жизнь нам даётся только один раз. Поэтому я бы очень тебе не желал большую часть её провести, как я, в тюрьме. Я тоже когда-то начинал с «малолетки» и, не выбрав тогда для себя правильный путь, нахожусь теперь на пожизненном заключении. За плечами сорок пять лет отсиженных, а впереди только решётки на окнах и заплёванные дворики. Шансов на свободу у меня практически нет.

Хочешь ли ты для себя такую жизнь? Впрочем, ничего не говори. Я знаю, что ты мне хочешь сейчас ответить, мол, со мной такого не произойдёт, потому что я стал теперь намного умнее и хитрее.

Знаешь, мой друг, в своё время и я точно так думал. Я не делал для себя выбор, по какому пути идти, а посему путь широкий притягивал меня, не спрашивая. Мне тогда казалось, что я самый умный и хитрый, но, как оказалось, я был полностью глух и слеп. Я не хотел слышать тогда все те наставления, которые мне давали любящие меня люди. Я во всём считал, что поступаю правильно, и невольно для себя делал свой бездумный, слепой выбор, то есть ничего не хотел в своей жизни менять. Сегодня я бы многое отдал, чтобы вернуться в те далёкие года, когда я был по возрасту точно такой же, как ты, — малолетка. Поверь, сегодня-то я точно знаю, по какому пути я бы пошёл, вот только вернуться назад уже невозможно. Поэтому я и пишу тебе это письмо, чтобы, упаси тебя Бог, не пройти тебе всё то, что довелось пройти мне.

Дорогой мой друг, в отличие от меня, у тебя есть выбор, от которого, как я сказал ранее, зависит твоя дальнейшая жизнь. Поэтому уже сейчас, здесь, в колонии, сделай свой правильный выбор! Уверен, что ты теперь догадываешься, что это узкий путь, который я тебе советую пройти. В сравнении с широким узкий путь всегда кажется трудным, но вместе с тем это путь правды, доброты и любви. Люди, идущие по этому пути, никогда не жалеют о том, что избрали именно этот путь. Знаешь, мой друг, в чём самая большая радость? Это жить для других людей! Человеческая душа наполняется радостью и счастьем только тогда, когда видит рядом счастливых людей благодаря своему труду. Однако, когда делаешь людям добро, не всегда воздаётся добром с их стороны. Но тем не менее над всеми нами есть Бог, Который воздаст нам за всё в вечности.

Хочу тебя, мой друг, спросить: ты хочешь, чтобы с тобой хорошо поступали люди? Если да, то поступай точно так же и с ними. Ибо в Священном Писании сказано: «...во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» А ещё там сказано, что «на пути правды — жизнь, и на стезе её нет смерти».

Если ты сегодня прислушаешься к моим словам, то всё в твоей жизни может измениться к лучшему. Сегодня выбор только за тобой: идти дальше тем же широким путём или выбрать узкий путь — правды.

Как видишь, мой друг, я не читал тебе никаких моралей и не поучал тебя, как тебе жить. Я просто привёл тебе пример из своей жизни, когда я был ещё точно таким, как ты. И если у меня уже нет шансов прожить свою жизнь по-новому и пройти этим узким путём, то у тебя ещё есть этот выбор, и сделать его ещё не поздно.

Сегодня я, слава Богу, верующий человек, и, хотя впереди пожизненное заключение, я для себя обрёл свободу духовную. Но не дай тебе Бог познать это таким образом, каким познал всё это я. К Богу обязательно приди, только живи в свободном обществе, делая людям добро и неся любовь.

А напоследок я тебе, мой друг, скажу: делай добро — и тебя никогда не постигнет зло.

С надеждой и верой в тебя — я, ныне пожизненно заключённый


К большому сожалению, проблемы подростковой преступности касаются не только семей, которые живут без Бога, но также и христианских семей. Мне кажется, что уже давно настало время задуматься всем взрослым людям о том, какое наследие из-за нашего безразличия мы оставим нашим внукам и правнукам?! Всмотритесь, пожалуйста, в эти снимки и не говорите в сердцах ваших, что это вас не касается. Ибо всё это — отражение нас, взрослых.


И. Горик