Задавался ли кто-нибудь вопросом, почему в сегодняшнем дне всё чаще и чаще можно услышать от людей матерщину и блатной сленг? В любом общественном месте такие выражения, как «Не гони пургу», «Ответишь за базар», «Склеишь ласты», «По барабану» и многое другое, включая самый отборный мат, стали нормой и уже никого не удивляют. Таким языком общаются не только взрослые люди, но и самые, что называется, «сопливые» ещё подростки. Подобную речь можно услышать буквально везде: на улице, в магазинах, в транспорте, в кафе и прочих общественных местах. Никого уже фактически не смущает такая лексика среди свободных граждан, которые, по сути, даже не представляют истинного происхождения всех этих «модных» словечек и выражений. Человеческое общество незаметно для самого себя начинает деградировать и превращаться в какой-то сходняк «мурчащих», то бишь людей, забывающих нормальную, человеческую речь. На чём растут сейчас наши дети и что они слышат от нас, взрослых людей?! Почему никто не задумывается над тем, что подобное бескультурие в нашем обществе попросту уничтожает и разлагает его. Ибо то, как разговаривают сейчас свободные граждане, больше напоминает тюрьму или колонию, где жаргонный сленг и мат имеют место. Но даже и там, в тюрьмах и колониях, уважающие себя арестанты довольно сдержанны на подобные слова и выражения, ибо за все слова, которые несут в себе оскорбление или унижение, нужно ещё и отвечать, что нередко приводит к плохим последствиям... Поэтому те, кого общество называет зэками, чаще думают и подбирают слова, прежде чем их выразить. Однако в свободном обществе, как правило, никто за свои слова не отвечает и не несёт ответственности, друг друга посылают куда подальше, и это считается нормой. Откуда же вся эта грязь вошла в наше общество и что способствовало её появлению? Ведь ещё не так давно среди людей действовали принципы морали. Сегодня же всякая мораль облеклась в глупую и безрассудную аморальность.
При наблюдении за уровнем культуры в нашем обществе становится очевидным тот факт, что люди просто ослепли и с полным безразличием относятся к тому, как живут те, кто в неволе, и какие коррективы они вносят в это общество. Ибо и само общество становится похожим на них. Настоящих и бывших зэков мало кто любит, но вместе с тем многие свободные граждане используют именно их «мораль». Почему же свободное общество так ненавидит зэков, но при этом во многом пытается им подражать? Почему этих людей (заключённых) общество превращает в изгоев, забывая о том, что все эти люди, так или иначе, составляют это общество.
Сегодня общество делится на две части: мир за колючей проволокой и мир свободных людей. Одних называют зэками, других — добропорядочными гражданами. Иными словами, существует две категории: уже попавшиеся и временно живущие на свободе. Ибо, как показывает сама жизнь, от тюрьмы никто не застрахован. По сути, каждый третий взрослый человек так или иначе переступал через закон. Потенциальных претендентов на место в тюрьме очень много, хотя сидят не все. Но то, что большая часть нашего общества ходит под статьями уголовного кодекса, — это факт. Увиливание от налогов через различного рода частную деятельность, дача взяток, всякое воровство и многое другое является примером вышесказанного и имеет прямое отношение к значительной части нашего общества. Разница лишь в том, что одним везёт, а другим не очень. Кстати, в сегодняшнем дне далеко не ясно, где больше находится преступников: за колючей проволокой или на свободе?! Если смотреть правде глаза, то преступников в неволе находится намного меньше, нежели они есть на свободе. Вот только странно, что тех, кто уже сидит, общество почему-то считает изгоями, а преступников, разгуливающих на свободе, как правило, чаще всего уважает и почитает. Не парадокс ли?!
Мы ограждаем общество высоким колючим забором от преступников, но преступность не уменьшается, и люди, отсидевшие в заключении, в большинстве своём не меняются, а, наоборот, приобретают ещё большую злость и жестокость. К сожалению, сегодня очень маленький процент тех людей, кто влился в общество и стал на честный путь. Для чего же государству тратить такие средства на содержание заключённых, если из этих учреждений практически ежедневно выходят на свободу совершенно неизменившиеся люди? Получается так, что места лишения свободы не меняют людей, а делают их только хуже. Эта нескончаемая карусель зла крутится без остановки, и никому нет дела, чтобы как-то это всё остановить и исправить. Людей садят в тюрьмы, чтобы там из них сделали моральных уродов, и это верх цинизма! Казалось бы, тюрьмы должны исправлять людей, но всё получается наоборот. А почему всё так происходит? Да потому, что вопросам заключения уделяется очень мало внимания. В основном всё только на бумагах и на словах. Поэтому карусель поступающих в тюрьмы и освобождающихся из них крутится без остановки. Главное, чтобы было куда сажать, а как будут обстоять дела там, за высоким колючим забором, — это уже не важно. И вот итог этого безразличия: сегодня общество постепенно переходит на какие-то «понятия» и жаргонный сленг. Такая речь становится почти что нормой. Общество с презрением относится к зэкам, но в то же время перенимает от них все эти словечки и «понятия», которыми само теперь и живёт. И никто не думает о том, что это уже настоящая для общества проблема. Ибо жить на свободе вольным человеком, но общаться как в зоне — это уже беда всего общества. И этой грязи, включая жестокость, насилия, убийства, с каждым днём прибавляется всё больше и больше.
Если мы действительно хотим изменить наше общество в лучшую сторону, то вопросам преступности и её изоляции нужно уделять особое внимание. Я убежден, что не преступности бояться надо, а нашего полного безразличия и отношения к этой проблеме. Ибо, отгородив общество от преступников высоким колючим забором, мы не избавляемся от самой преступности и ничего не меняем к лучшему.
Уж если люди переступили через закон и за свои преступления несут наказание, то нужно и соответствующие условия создавать для их перевоспитания. А чтобы подобное реально происходило, нужно прежде всего полностью реформировать саму пенитенциарную систему.
Во-первых, необходимо, чтобы в этой системе работали люди с высоким моральным и духовным уровнем, то есть те люди, кто бы мог быть примером для заключённых. Ибо в сегодняшнем дне большая часть работников пенитенциарной системы не только не может быть для заключённых хорошим примером, но, наоборот, служит рассадником зла. К сожалению, сегодня значительный процент людей в погонах, которые работают со спецконтингентом в местах неволи, мало чем отличаются от самих зэков. Невелик процент тех работников, кто работает в этой системе действительно по призванию. Жестокость, взяточничество, аморальность, лицемерие и ложь являются основой для большинства тех, кто якобы перевоспитывает «заключённый народ». На этих принципах сегодня в основном и стоит вся пенитенциарная система. И могут ли с таким подходом меняться заключённые люди в лучшую сторону? Разумеется нет. Но чего же тогда общество ждёт от зэков, если к ним такое отношение?! Разве такими моральными уродами должны выходить на свободу люди после так называемых исправительных учреждений? Почему до сих пор общество закрывает глаза на то, что на самом деле происходит за стенами этих режимных учреждений?
Во-вторых, необходимо как можно скорее ломать в этой системе коммунистическую отчётность на бумагах (мол, всё хорошо и замечательно) и переходить от слов к делу, то есть прогрессировать в реформах по улучшению быта, медицинскому обслуживанию, социальным нормам трудоустройства, заработной платы заключённых и их трудового стажа, который до сих пор нигде не фиксируется.
В-третьих, нужно полностью уничтожить коррупцию путём отбора профессиональных сотрудников и увеличения им заработной платы, прекратить унижение и физические издевательства над заключёнными, разрешить заключённым всё то, на чём сегодня просто косят деньги... различные продукты питания и мобильную связь с Интернетом в свободном доступе. Ибо всякий необоснованный запрет, разумеется кроме спиртного и наркотиков, приносит миллионные доходы коррупционерам. Например, запрещать свободное использование мобильной связи, мотивируя, что через неё осуждённые могут осуществлять какие-то преступные деяния и угрозы своим потерпевшим, не более чем абсурдно. Ибо кто действительно захочет это осуществить, он осуществит это за деньги. Поэтому мобильная связь в свободном доступе в руках заключённого не несёт никакой угрозы. Всё это надуманно и завуалировано для процветания коррупции. Пенитенциарная служба не заинтересована официально разрешить мобильную связь лишь потому, что зэки смогут тогда спокойно сообщать о нарушениях прав человека, что, собственно, не входит в планы первых. Зато заработок на мобильной связи огромных сумм денег путём взяток никого по сей день не смущает.
И конечно же, самое главное, что необходимо в реформировании пенитенциарной системы, — это духовность, то есть беспрепятственный доступ тюремных служителей (священников, пастырей, пресвитеров) к верующим людям. Ибо на бумагах, как и всё другое в пенитенциарной службе, всё хорошо, дозволено, действует и разрешено. На самом же деле в этой области во многих учреждениях также существуют проблемы, которые нужно безотлагательно решать. Ибо без духовных ценностей и речи не может быть об исправлении людей.
Каждый день на свободу выходит несколько десятков заключённых людей, которые вливаются в общую массу нашего общества. Каким мы хотим видеть наше общество в ближайшем будущем — зависит только от нас всех. Если хотим видеть его озлобленным и «мурчащим», то оно уже практически скоро будет именно таким, причём в полном масштабе. Ну а если мы всё-таки хотим позитивных перемен, то давайте тогда не забывать о том, что все заключённые тоже люди и являются частью нашего общества. Не нужно превращать этих людей в безропотных рабов, унижать и издеваться над ними. Ибо всякое зло против заключённых людей порождает ещё более изощрённое зло против общества. Не может человек исправиться в лучшую сторону, если за время своего пребывания в тюрьме или колонии он проходит через унижение, бесправие, издевательство и пытки. В итоге общество бумерангом получает то, что само же (через пенитенциарную систему) взрастила. И никакого чуда в плане перевоспитания людей в заключении никогда не произойдёт, пока государственная власть полностью не реформирует пенитенциарную службу.
В заключение мне в очередной раз остаётся повторить, что не преступности бояться надо, а нашего полного безразличия и отношения к этой проблеме.
И. Горик